Что такое партнерские (реферальные) программы и ссылки как составляющие части маркетинга, кто такие рефереры и рефералы, как работают партнерки

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Goldbusinessnet.com. Сегодня поговорим о программах, применяемых в рамках партнерского и реферального маркетинга. Как показала практика, с одной стороны, они являются одним из самых востребованных способов масштабирования и оптимизации бизнеса. С другой стороны, это довольно распространенный вариант заработка в интернете.

Преимущественно в выигрыше остаются все. Компании, инициирующие создание партнерок, в конечном итоге увеличивают продажи своих товаров и услуг, ну а присоединившиеся к программам участники получают вознаграждение.

Партнерские и реферальные программы

Темы о том, как на практике "прикрутить" партнерские программы к своим бизнес-проектам или, наоборот, заработать на них, требуют отдельного разговора. В данной же статье мы сделаем упор на их структуре в общем понимании.

Суть партнерского маркетинга и его формы

Сначала необходимо определиться с основным термином. Партнерский маркетинг (англ. affiliate marketing) — это совокупность инструментов, позволяющих компаниям или частным предпринимателям раскрутить свой бренд и значительно увеличить продажи продукции (товаров и услуг) с помощью посредников (партнеров).

Данная модель маркетинга популярна по той простой причине, что минимизирует расходы на промоушн (по-английски promotion означает продвижение).

Есть две основные формы партнерского маркетинга:

1. Классический партнерский маркетинг, предполагающий создание партнерской программы (англ. affiliate program). В ее рамках инициатор платит всем партнерам фиксированную сумму за продвижение своих товаров/услуг или же долю от их стоимости в процентном отношении.

Вот пример приглашения к сотрудничеству, то есть, к участию в ПП от Я.Маркета:

Регистрация в аффилиатной программе от Яндекс Маркета

2. Коллаборация. Эта форма партнерского маркетинга, при которой две или более компании используют методы, позволяющие продвигать бренд и продукцию друг друга. Договор о сотрудничестве может быть заключен на долгосрочной основе, если в перспективе присутствуют единые цели и интересы.

Это могут быть совместные акции, обмен продуктами и компонентами, объединение усилий в области разработки новейших технологий и т.д.

В этой публикации по некоторым причинам более подробно рассмотрим первый вариант, в том числе и потому, что он позволит понять некоторую разницу между партнерскими и реферальными программами как инструментами маркетинга, хотя основные принципы у них общие. Но не исключено, что методы коллаборации также подробнее рассмотрим в отдельной публикации.

Термины в партнерском (реферальном) маркетинге

С тем, чтобы вам проще было разобраться в нюансах, представленных в этой и других статьях, касающихся аффилированного и реферального маркетинга, приведу список часто используемых понятий:

  • инициатор (продавец или заказчик). Его также часто именуют рекламодателем. Это может быть как юридическое так и физическое лицо (компания или же индивидуальный предприниматель). Он устанавливает правила сотрудничества для партнеров (рефереров), а также снабжает их маркетинговыми инструментами с партнерскими (реферальными) ссылками;
  • партнеры (рефереры), или аффилиаты. В их роли выступают организации, небольшие предприятия, веб-сервисы, частные предприниматели (блогеры, веб-мастера, владельцы аккаунтов в соцсетях) и простые пользователи. Партнеры получают от инициатора комиссионное вознаграждение за определенные действия, совершенные привлеченными ими клиентами (рефералами);
  • клиенты (рефералы), или покупатели — пользователи, которые произвели окончательное целевое действие в рамках конкретной парнерки (купили товар или услугу, установили приложение и т.д.) либо начали проявлять реферальную активность (об особенностях рефералов речь пойдет ниже);
  • лиды (от англ. to lead — вести, приводить). Это потенциальные клиенты, заинтересовавшиеся товаром или услугой и оставившие свои контактные данные (например, e-mail или номер телефона), по которым с ними можно связаться. В принципе, лидами можно считать прошедших регистрацию в системе, но пока еще неактивных рефералов, которых возможно как-то стимулировать. Также лидами часто называют завершенные целевые действия;
  • оффер (англ. offer) — специальное предложение от инициатора, которое он делает своим потенциальным клиентам или партнерам. Цель — заинтересовать их своей продукцией или привлечь к сотрудничеству. Термин «оффер» может относится как к конкретной партнерке в целом так и к ее отдельным продуктам;
  • партнерские (реферальные) ссылки содержат идентификатор, с его помощью система определяет партнера (реферера), зарегистрированного в системе, которому выплачивается вознаграждение;
  • вертикаль — тематическое направление, в пределах которого функционирует данная конкретная партнерская программа;
  • холд (англ. hold) — период времени, прошедший от оплаты товара покупателем до появления возможности у партнера вывести сумму вознаграждения. Иными словами, это задержка, обусловленная объективными причинами, которые иногда возникают в процессе функционирования всей системы;
  • конверсия (англ. conversion) — показатель эффективности маркетинга. Это отношение количества целевых действий к общему числу кликов (переходов) по партнерской ссылке. Например, было совершено 5000 переходов потенциальных клиентов, из них 1000 купили товар. Таким образом, конверсия в этом случае составляет 20% (1000/5000×100 = 20%);
  • трекинг (англ. tracking) — мониторинг всех необходимых данных для анализа эффективности проводимых кампаний, включая поведение целевой аудитории. Актуально как для инициаторов так и для партнеров, особенно арбитражников;
  • апрув (англ. approve) — доля подтвержденных лидов в процентном отношении. Важный параметр, используемый на практике и характеризующий качество привлекаемой аудитории. Он высчитывается по простейшей формуле: количество подтвержденных целевых действий/общее число ЦД. К примеру, арбитражник льет трафик на определенный оффер по продаже конкретного товара и собирает 200 лидов. Но они не принесут дохода, пока рекламодатель их не проверит. Допустим, после проверки оказалось, что лишь 50 из 200 целевых действий подтверждены. В этом случае значение approve будет равно 25% (50/200×100);
  • трафик (англ. traffic) — поток посетителей. Измеряется числом пользователей, посещающих конкретный интернет-ресурс за единицу времени;
  • лендинг (англ. landing) — посадочная, или целевая, страница. Она содержит партнерские ссылки и служит для генерации и конвертации трафика (обычно направленного с рекламы или e-mail рассылок). Ее предназначение — побудить пользователя совершить целевое действие.

Партнерские и реферальные программы — как они функционируют и чем отличаются?

Прежде всего обратим внимание на общие черты партнерской (аффилированной) и реферальной программ, которые являются определяющими.

Партнерская (реферальная) программа — это маркетинговая модель, которая инициируется компанией или частным предпринимателем. Основная ее цель — с помощью партнеров (рефереров) расширить рынок, приобрести новых клиентов (рефералов) и, как следствие, увеличить свою прибыль.

Важно отметить, что с рефералов/клиентов не взимаются дополнительные средства для выплат партнерам. Комиссионные выплачиваются самим инициатором с прибыли, которую он получает.

Единая стандартная схема работы такого механизма выглядит так:

Стандартная схема партнерской программы

Формально между партнерскими и реферальными программами есть отличия. Для тех, кто пожелает реализовать для своего бизнеса ту или иную модель на практике, конечно, желательно представлять себе их отличительные черты. А с точки зрения участников (партнеров и рефереров) терминология не имеет решающего значения.

На многих интернет ресурсах вы вполне можете встретить словосочетание «партнерская программа» в отношении маркетинговой модели, которую по некоторым признакам, возможно, следует именовать реферальной. Да и сами инициаторы часто не заморачиваются и называют активированную на своем проекте рефералку партнеркой (реже наоборот).

Так как знание нюансов все-таки может принести кому-то пользу, в силу присущего мне перфекционизма я не могу обойти стороной существующие различия. К тому же отдельные авторитетные компании предлагают оба варианта (согласитесь, если бы эти понятия были абсолютно тождественными, такого разделения бы не было):

Поэтому ниже попытаюсь разъяснить отличия по возможности простыми словами.

Суть партнерских программ

Итак, давайте выделим некоторые нюансы программ аффилированного маркетинга с тем, чтобы проще было их отличить от рефпрограмм, о которых тоже поговорим ниже.

Affiliate-программы применяются многими компаниями и работают по базовой схеме, которую мы рассмотрели выше. Напомню: если пользователь (клиент) перейдет по партнерской ссылке и проявит активность, то привлекший его партнер получит вознаграждение (партнерские комиссионные).

В зависимости от рода бизнес-деятельности инициатора ПП существует несколько активных действий интернет-пользователей, которые засчитываются системой в пользу партнеров и являются основанием для начисления комиссии. Эти действия можно разделить на две основные группы:

  1. Связанные с затратами денежных средств клиентов. Иными словами, прямая покупка ими товаров/услуг по партнерским ссылкам.
  2. Без прямых денежных расходов привлеченных пользователей. К ним можно отнести бесплатную регистрацию на сайтах, заполнение анкет и др.

В первом случае награда партнерам чаще всего составляет определенную долю от цены товара в процентном отношении, а во втором — фиксированную сумму. Хотя встречаются партнерки, где комиссия в абсолютном выражении выплачивается за каждую покупку клиентами вне зависимости от ее стоимости.

Аффилиатам, как правило, вознаграждение начисляется в результате совершенных разовых целевых действий. Хотя бывают случаи, когда оффер предусматривает закрепление приглашенного покупателя (как правило, на определенный период). В этом случае партнер получает комиссионные в течение установленного оффером срока за каждое действие "своего клиента", которого он привлек.

Для оптимизации расходов и стабилизации трафика крупные бизнес-проекты предъявляют повышенные требования к потенциальным участникам своих партнерок. Например, обязательное наличие раскрученного тематического веб-сайта или профиля/группы в социальных сетях с высокой посещаемостью:

Требования к площадкам для участия в партнерской программе

Все партнерские программы можно разделить по различным признакам. Но чуть ниже мы остановимся на классификациях, имеющих наибольшее практическое значение как для создателей ПП, так и для тех, кто хочет на них зарабатывать. А именно, распределим все офферы по моделям оплаты и по вертикалям.

Модели партнерских программ по виду оплаты

Напоминаю, что окончательной целью при создании любой партнерки является масштабирование бизнеса и увеличение прибыли. Для ее реализации используются различные модели оплаты партнерам. Самыми популярными из них являются две:

1. CPA (Cost per Action), или стоимость за действие. В этом случае выплаты партнерам производятся за целевую активность пользователей. Сюда входит не только продажа товаров и услуг, но также регистрация, установка программ и т.п. То есть, действия как связанные с покупателями, уже оплатившими продукт, так и с потенциальными клиентами, которые проявили определенный интерес. Поэтому CPA — общая модель, имеющая несколько более конкретных вариантов:

  • CPS (Cost per Sale) — стоимость за продажу. Суть данной модели в том, что партнеры получают вознаграждение исключительно за прямые продажи, которые были осуществлены пользователями после перехода по партнерским линкам. Чаще всего она используется в области электронной коммерции (e-commerce) при реализации стандартных товаров и услуг;
  • CPL (Cost Per Lead) — стоимость за лид. Иными словами, это вознаграждение партнеру за пользователя (по сути, лида), который совершил активное действие, позволяющее получить его контактные данные. Это может быть, например, запись на то или иное мероприятие либо подписка на рассылку. В дальнейшем, используя полученные контакты, рекламодатель может их использовать для "обработки" потенциальных клиентов;
  • CPI (Cost Per Install) — цена за установку мобильной/десктопной программы, выполненную приглашенным пользователем. Весьма действенный вариант повышения популярности приложений, например, игр;
  • CPV (Cost per Visit) — платеж за посещение целевой страницы/просмотр видеоролика. В пользу партнера данное действие пользователя засчитывается, если последний провел на страничке определенное количество времени. Данная модель применяется рекламодателями, когда требуется посещение страниц сайта компании с размещенными там каталогами товаров либо улучшение поведенческих факторов.

Выше перечисленные вариации являются лишь примерами, на самом деле в оффере могут быть прописаны какие-то свои узкоспециализированные целевые действия пользователей/клиентов, которые будут засчитываться партнерам. Ну, например, заявка на получение кредита или заказ товара (неважно, оплачен он или нет).

2. RevShare (revenue share), или в просторечии «ревшара». С английского языка эта модель переводится как «разделение дохода» или «доля выручки». Ее особенность в том, что приведенный клиент закрепляется за партнером. В результате последний получает определенный процент от всех трат клиента на протяжении конкретного периода или всего времени действия партнерской программы.

Чаще всего (но не всегда) ревшару применяют владельцы онлайн-казино и игровых сайтов, букмекерские конторы, а также компании, продвигающие инвестиционные проекты определенного направления и трейдинг-платформы.

Иногда в целях оптимизации применяется смешанный, или гибридный, вариант (hybrid) с использованием CPA и RevShare моделей.

Следует отметить, что большинство вышеперечисленных моделей оплаты являются в то же время метриками, позволяющими узнать цену за целевое действие и выявить эффективность проводимой рекламной кампании.

Вертикали аффилиатных программ

Теперь определим сферы, где компании/частные предприниматели осуществляют свою бизнес-деятельность и используют этот вид партнерского маркетинга.

1. E-commerce. Электронная коммерция, то есть, продажа разнообразной продукции в сети. Эту обширную группу партнерок можно распределить по 2-м вертикалям.

1.1. Товарная, включающая офферы со следующими видами продукции:

  • физическими, к которым относятся в том числе традиционные потребительские товары (бытовая техника, аксессуары, одежда и обувь, украшения, парфюмерия, гаджеты, творчество и рукоделие, детские игрушки и т.п.). Среди всего этого разнообразия выделяют WOW-товары (приобретающие огромную популярность на короткий срок), сезонные (востребованные в определенное время года) и "вечнозеленые" (всегда актуальные);
  • цифровыми — нематериальными товарами, существующими в электронном (digital) формате. Это инфопродукты в виде электронных книг и онлайн-курсов, а также десктопные и мобильные приложения, фильмы, музыкальные записи и т.д.

В частности, на базе цифровых товаров довольно высокую популярность приобрела образовательная, или Edu вертикаль (от англ. «education» — «образование»). Ей принадлежит также Essay-ниша с офферами, предлагающими прием заказов на написание учебных работ (диссертаций, курсовых, рефератов, эссе и т.д.).

Офферы, распространяющие товары из категории БАД (биологически активные добавки) и другие подобные препараты, объединяют в отдельную нишу Нутра.

1.2. Сервисная, куда включены веб-сервисы, оказывающие услуги различных видов. К этой вертикали относятся, например, популярные ниши trevel (путешествия) и real estate (покупка/продажа и аренда недвижимости).

Всю вертикаль E-commerce можно также разбить на два основных направления: B2B и B2C, которые одновременно служат моделями взаимодействия участников рынка. Если же говорить вкратце, то B2B — это сделки между бизнес-структурами, а B2C — продажа товаров или услуг в розницу обычным покупателям. Конечно, привлечь к сотрудничеству по партнерке целую компанию та еще задачка, хотя…

2. Финансы. В пределах этой вертикали функционируют инвестиционные фонды, а также трейдинг-платформы, сервисы банковских услуг, кредитов и микрозаймов. Принадлежащими одному из ее направлений можно выделить проекты, которые в качестве финансового инструмента используют криптовалюту.

3. Гейминг (gaming). Офферы от сервисов онлайн-игр и разработчиков игровых приложений. Выделены в отдельную вертикаль, поскольку весьма популярны и обладают многими характерными только для них нюансами.

4. Беттинг (betting). Деятельность букмекеров, получающих доход в результате ставок пользователей на события в спорте, киберспорте и других областях.

5. Гемблинг (gambling) — cфера азартных игр, представителями которой являются все казино, действующие в онлайн-режиме.

6. Дейтинг (dating). Это сектор, в который включены разнообразные сайты знакомств.

7. Адалт (Adult). Здесь много направлений. Их главной характеристикой является то, что они предназначены взрослой аудитории (18+). Ресурсы с эротическими товарами, сексуальными онлайн-играми и порнографическим контентом, сайты секс-знакомств.

Белые, серые и черные офферы

Все офферы разделяются на три вида в зависимости от уровня правомерности их содержания применительно к действующему государственному законодательству, общепринятым моральным нормам и правилам рекламных сетей:

  • белые — полностью соответствуют всем стандартам и предоставляют правдивую информацию о товарах/услугах. Это большинство партнерок от авторитетных компаний в вертикалях «e-commerce» и «финансы», а также в «гейминге»;
  • серые — предложения, которые напрямую не нарушают закон и существующие правила, но могут преувеличивать возможности товаров или услуг либо на их рекламу наложены ограничения. К серым в основном относят офферы из беттинга, гемблинга, дейтинга, адалта;
  • черные. Продукция от таких офферов прямо запрещена законом (товары: оружие, наркотики, неэффективные и даже вредные лекарственных препараты; услуги: вскрытие чужих аккаунтов, предоставление персональной информации, которая относится к третьим лицам). Сюда причисляют также цифровой контент 18+, содержащий жестокие сцены насилия, склонение к проституции, убийства и т.д.;

Надо понимать, что во всех вышеперечисленных категориях существуют исключения. Серый, белый или черный "окрас" могут иметь как целые вертикали так и отдельные их ниши. При этом существуют особенности, в соответствии с которыми даже товары вроде бы одной группы принадлежат офферам из разных "цветовых" категорий.

За примерами далеко ходить не надо. Скажем, нутра с распространением разного рода добавок имеет серый оттенок, хотя по общей классификации принадлежит в целом "белой и пушистой" товарке. Более того, по базовым признакам товары этой ниши входят в категорию «Красота и здоровье». Но здесь есть один важный нюанс.

Объясню на примере. Скажем, такие товары как таблетки для похудания (нутра) и спортивные тренажеры в целом преследуют одну и ту же цель.

Но первые предполагают прием внутрь, а значит, несут с собой определенные риски, обусловленные возможным негативным воздействием на организм человека. По этой причине их рекламирование требует контроля. Таким образом, нутра изобилует серыми офферами в отличие от многих других предложений из той же категории.

Кроме того, зачастую принадлежность офферов к той или иной "цветной" вертикали зависит от законодательства государства, из которого идет трафик. Например, в одних странах официально запрещены казино, в других на их рекламу наложены известные ограничения, в третьих они полностью разрешены. Соответственно относительно каждой страны гемблинг приобретает разные "оттенки".

Агрегаторы (сети) партнерок

В партнерском маркетинге, как и вообще в интернет-бизнесе, огромную роль играют веб-проекты, которые получают прибыль на посреднических услугах.

То же самое касается и аффилированных программ. Так называемые партнерские сети, или агрегаторы предоставляют свои площадки рекламодателям (продавцам) за размещение их офферов и партнерам (вебмастерам и арбитражникам), получающим вознаграждение за приглашение активных пользователей и клиентов.

Несмотря на то, что рекламодатели платят определенную сумму за использование инструментов, предоставляемых агрегаторами, это очень выгодный вариант для них. Ведь он предполагает следующие плюсы: простые шаги по созданию партнерки, возможность ее продвижения внутри сети, доступ к статистике по переходам и кликам, наличие средств по отслеживанию качественного трафика и т.д.

Вебмастерам и тем, кто занимается арбитражем, партнерские сети тоже интересны. Одной из причин является тот факт, что в них "под одной крышей" собрано множество офферов, которые можно отфильтровать и выбрать подходящие:

Выбор оффера

Есть и минусы (для обеих сторон), но это понятно, ведь идеала на практике точно не существует. Чтобы минимизировать недостатки и даже риски потери вложений, рекламодателям и партнерам надо просто посмотреть в сторону тех агрегаторов, которые работают уже долгое время и наиболее известны. Стоит проанализировать и отзывы в сети, хотя они часто и «накручиваются».

Самые популярные офферы среди всех — это те, где применяется модель оплаты CPA. Поэтому сети, в которые они входят, также наиболее востребованы. Вот небольшой список CPA-агрегаторов для ознакомления:

Наверное, информация была бы неполной, если бы я не предоставил объяснение сути партнерских программ простым языком в видео-формате. Вот оно:

Не секрет, что ссылка (что это такое и как создать гиперссылку) — одна из важнейших составляющих интернета. Поэтому и в ПП ее значение трудно переоценить.

Как я уже сказал, партнерские линки имеют уникальный идентификатор (ID). С его помощью система распознает партнера, которому причитается вознаграждение за приглашенного пользователя. Вот примеры таких ссылок с идентификаторами (это символы после «?» или просто находящиеся в самом конце):

https://site-a.com/?aff_id=123
https://site-b.com/?rid=12345
https://site-c.com/6d7e8f9g/

Нередко применяется такая разновидность партнерской ссылки как DeepLink. Она ведет не на главную, а на другую страницу веб-сайта рекламодателя. Это может быть лендинг, интернет-страничка с описанием определенного товара/услуги/акции или с возможностью заказать продукт/оформить подписку:

https://site-a.com/product-1a/?aff_id=123
https://site-b.com/product-1b?rid=12345
https://site-c.com/product-1c/6d7e8f9g/

Диплинк позволяет повысить конверсию, так как после перехода по ссылке, ведущей на конкретный продукт, пользователи в разы чаще совершают целевые действия.

Для анализа трафика и определения конверсии того или иного канала добавляется параметр SubID, отделяемый символом «&»:

https://site.com/product-1/?aff_id=123&subid=xxx-1
https://site.com/product-1/?aff_id=123&subid=xxx-2

Что это дает на практике и как работают такие метки? Допустим, вебмастер в качестве партнера продвигает определенный продукт. Он ставит задачу установить, какой из доступных ему источников трафика (собственный блог или рассылка по электронной почте) является наиболее эффективным.

Тогда он размещает ссылку на этот продукт в обзоре на блоге и в очередных письмах, отправляемых подписчикам. В первом случае он вместо «xxx-1» проставляет метку «blog», а во втором — вместо «xxx-2» прописывает «email»:

https://site.com/product-1/?aff_id=123&subid=blog
https://site.com/product-1/?aff_id=123&subid=email

После этого в партнерском аккаунте он сможет отследить статистику по переходам/продажам, оценить, какой источник продуктивнее, и сосредоточиться на нем. Скажем, если публикация на блоге привлекает большее внимание целевой аудитории (ЦА), то можно плотнее заняться раскруткой этой странички. Ну и так далее.

С целью получения более разносторонней аналитики используется сразу несколько subid (subid1, subid2 и т.д.). Все они добавляются последовательно и разделяются тем же знаком «&» (вместо «xxx», «yyy», «zzz» вводятся конкретные значения параметров):

https://site.com/product-1/?aff_id=123&subid=xxx&subid1=yyy&subid2=zzz

Использование таких меток особенно актуально для арбитражников. Они применяют их в целях оптимизации своего рекламного бюджета при покупке трафика через сети контекстной и таргетированной рекламы. Например, при настройке таргетинга есть возможность разделить трафик по возрасту ЦА, по полу, по географии и т.д. Таким образом отсеивается нецелевая аудитория и повышается конверсия.

Создатели ПП заинтересованы в качественном трафике. Поэтому и предоставляют партнерам инструменты для создания ссылок с SubID.

Альтернативным вариантом служат так называемые UTM-метки, которые точно также помогают получать статистику по переходам пользователей и продажам. Эта разметка позволяет анализировать статистические данные в системах Google Analytics и Яндекс Метрика. Вот схема партнерской ссылки с такой разметкой:

https://site.com/product-1/?utm_source=[traffic source]&utm_medium=[traffic type]&utm_campaign=[xxx]&utm_content=[yyy]&utm_term=[zzz]

Очень подробно и весьма доступным языком использование UTM-меток с самыми различными параметрами описано в этом гайде на Хабре.

Рефпрограммы, рефереры, рефералы, рефссылки

Рассматривая суть реферальной программы давайте сначала до конца разберемся с терминологией. Название этого маркетингового инструмента происходит от глагола «to refer» (англ.), который можно перевести на русский как «направить». Остальные понятия (которые уже были упомянуты выше) являются его производными:

  • referrer (реферер) — направляющий, или тот, кто направляет. В сущности, это партнер, если проводить параллель с партнерской программой;
  • referral (реферал) — в точном переводе означает «направление», но в контексте нашей темы это человек, которого направляют. Куда? Понятно, на целевую веб-страницу с помощью рефссылки;
  • referral link (реферальная ссылка) — аналог партнерской ссылки, содержащий идентификатор реферера.

Теперь о нюансах рефпрограммы. В предыдущей главе, посвященной партнеркам, я упомянул, что некоторые компании выдвигают серьезные требования к участникам. Программы, именуемые реферальными, обычно не содержат ограничений и доступны практически всем, кто желает на них зарабатывать.

Чаще рефпрограммы создаются сервисами, оказывающими посреднические услуги: биржи фриланса (как на них заработать), продвижения и т.д., на которых для участия нужна регистрация в качестве заказчика/рекламодателя или исполнителя.

Заказчики оставляют заявки на те или иные задания и платят тем, кто их выполняет. Сервисы получают доход предоставляя им необходимые инструменты и делятся частью своей прибыли с реферерами, приглашающими новых пользователей (заказчиков и/или исполнителей) в систему. Такая схема выгодна всем сторонам.

Как было упомянуто ранее, аффилиаты в основном получают вознаграждение за одиночные целевые действия. Но даже если за партнерами и закрепляются клиенты, на которых они могут зарабатывать, то срок закрепления, как правило, ограничен (исключение, пожалуй, составляют партнерки с моделью оплаты RevShare).

Если говорить о рефпрограммах, то здесь, наоборот, новый участник автоматически становится рефералом того, по чьей рефссылке он зарегистрировался. Ну и далее реферер зарабатывает на активности своего реферала.

С некоторым допущением можно сказать, что если в случае аффилиат-программ ограниченный период закрепления является правилом, то в рефералках — исключением. Правда, многое зависит от направленности бизнес-проекта.

Исходя из особенностей реферальных программ, отмеченных выше, констатируем, что рефереры зарабатывают не только на тратах рефералов, но и на их доходах.

Ну и видеоролик о нюансах рефпрограмм лишним не будет:

Важное уточнение! В видео говорится о том, что рефералами становятся люди из числа родственников или друзей реферера. Такая ситуация, конечно, имеет место быть. Но не всегда. А точнее, при грамотной работе реферальная сеть формируется гораздо чаще как раз из числа незнакомых пользователей.

Пример, демонстрирующий различия между РП и ПП

Чтобы легче понять суть отличий между аффилиатной (партнерской) программой и рефералкой, нужен конкретный пример. В качестве оного вполне пригоден крупный агрегатор CPA-партнерок Admitad, который был упомянут выше.

Эта сеть является средоточием сотен входящих в ней офферов. Любому пользователю Адмитада после регистрации позволительно получать доход двумя путями:

1. Участвуя в партнерских программах, присутствующих в системе, в качестве веб-мастера или арбитражника. Для этого выбирается подходящий оффер. Напомню, что каждое партнерское предложение имеет свои особенности и предъявляет те или иные требования к площадкам, на которых будут размещены материалы либо рекламные объявления с партнерскими ссылками.

2. На реферальной программе самого сервиса Адмитад, которая доступна абсолютно любому без каких-то жёстких ограничений:

Описание реферальной программы Admitad

Единственное, здесь установлен конечный период, в течении которого действуют реферальные выплаты рефереру (всего лишь год после регистрации реферала, перешедшего по его рефссылке).

Но, как было отмечено выше, такой вариант в рефпрограммах встречается (хоть и не является преобладающим). Тем более, что Admitad (как и любая другая подобная сеть) не рядовой проект и обладает рядом особенностей.

Реферерам на Адмитаде выплачивается вознаграждение в размере 5% от заработка веб-мастеров (рефералов), которых они пригласили:

Ставка реферальной программы для вебмастеров

Итак, мы разобрали пример, где наглядно показаны различия между реферальной и партнерской программами, причем, в рамках одного бизнес-проекта. Рефпрограмма реализована от самого агрегатора Admitad. А аффилиатные предложения (офферы) действуют от зарегистрированных здесь рекламодателей.

Одно- и многоуровневые партнерки и рефералки

Посмотрите еще раз на общую схему стандартной партнерской или реферальной программы, которая приведена в начале этой публикации. Это и есть вариант с одним уровнем партнеров (рефереров).

Но есть маркетинговые модели, которые содержат два и более уровней. Инициатор таким образом ускоряет процесс раскрутки бизнес-проекта и оптимизирует продажи. Вот как схематически выглядит подобная модель:

Уровни в партнерской или реферальной программе

Она работает следующим образом. Желающие присоединяются к аффилиатной (или реферальной) программе, становятся партнерами/реферерами 1-ого уровня и далее приглашают новых пользователей, которые находятся уже на 2-ом уровне. Те, в свою очередь, приглашают рефералов для работы в проекте или покупателей.

На рисунке выше представлены два уровня, но на самом деле их может быть больше (ниже рассмотрим пример, подтверждающий это). Схема общая, но есть нюансы.

В рефпрограмме рефереры 2-го уровня по сути являются рефералами относительно рефереров 1-го уровня и своей активностью приносят им доход. В то же время они зарабатывают на рефералах, которых, в свою очередь, привлекли. Также рефереры первого уровня получают дополнительно свой процент от действий рефералов, приглашенных их рефералами, то есть, реферерами второго уровня.

В случае партнерской программы (где, кстати, многоуровневая структура гораздо реже используется) первоочередные партнеры приглашают партнеров второго уровня. При этом они зарабатывают комиссионные не только от действий напрямую ими же привлеченных клиентов, но и от покупателей товаров/услуг, которые были приглашены связанными с ними партнерами 2-го уровня.

Подозреваю, что некоторым из новичков выше представленные объяснения сходу могут "не зайти". Поэтому, опять же, продемонстрирую все это на наглядном живом примере, в роли которого на этот раз выступит известный проект Surfearner, где действует как раз многоуровневая структура:

Многоуровневая партнерка

Как видите, в программу включены 10 уровней и даны сразу две партнерские ссылки: для привлечения рекламодателей, которые заказывают задания на Серфернере с целью продвижения интернет-проектов; а также для приглашения исполнителей, зарабатывающих на выполнении заказов. Первые тратят средства из своего бюджета, а вторые, наоборот, получают доход. И те и другие обеспечивают комиссионные выплаты реферерам, если, конечно, проявляют соответствующую активность.

Что интересно, данная модель ее создателями идентифицируется как «партнерская программа», хотя здесь в большей степени присутствуют признаки рефералки. Ну судите сами: 10 уровней (в affiliate-вариантах и 2 уровня большая редкость), партнеры зарабатывают не только на расходах своих рефералов, но и на их доходах. Ну и так далее. Это еще раз говорит о том, что с точки зрения желающих получать профит таким способом терминология не имеет большого значения.

В качестве резюме

Подводя итоги тезисно напомню о некоторых глобальных аспектах, непосредственно касающихся аффилиатных и реферальных программ.

Несмотря на имеющиеся различия между этими маркетинговыми инструментами, у них общая структура, принципы и цели. Для того, чтобы на них зарабатывать, важно лишь выполнять требуемые условия, а определять "что есть что" не обязательно.

Другое дело, если организуете собственный интернет-проект. Тогда знание нюансов РП и ПП поможет правильно их использовать для масштабирования своего бизнеса и дальнейшего его успешного развития.

Неважно, в какой роли (инициатора или участника) вы собираетесь выступать. В любом случае для того, чтобы деятельность была успешной, необходимо должным образом к ней подготовиться. На этом, пожалуй, все. Удачи!

Поделиться с друзьями
Игорь Горнов

Создатель и администратор сайта Goldbusinessnet.com. Участник нескольких успешных проектов и автор более 1000 статей о работе в интернете, создании сайтов, полезных программах и сервисах.

Работа в интернете
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.